Метро — место с огромной историей, к тому же окутанное тайнами и слухами. «Йод» рассказывает о самых интересных страницах из истории столичной подземки и главных ее рекордах.

 

ВСЕ ПЕРВОЕ

Первая станция метро, которая приняла поезд – «Комсомольская»: здесь 1 октября 1934 года, за полгода до открытия московского метрополитена, аттестовали пробный состав. А первый поезд с пассажирами стартовал со станции «Сокольники» – в день официального открытия метро 15 мая 1935 года. Первый переход появился между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Александровский сад» – он действует с 1938 года.
Турникеты в московском метро поставили лишь в 1952 году — до этого билеты проверяли контролеры. Первыми турникетами оснастили станцию метро «Красные ворота». А самые старые эскалаторы до прошлого года были на станции «Бауманская» – они служили с 1944 года, и лишь недавно их заменили в ходе реконструкции.

 

РЕКОРДЫ МЕТРО

Среднее расстояние между станциями московского метро – 1800 метров. Самый короткий перегон – между станциями «Деловой центр» и «Международная» (496,8 метров), самый длинный – между станциями «Крылатское» и «Строгино» (6625 метров). Масштабный участок пути поезд преодолевает за 7 минут.

Воробьевы горы

Самая длинная станция метро в Москве – «Воробьевы горы»: длина ее платформы — 284 метра. Кроме того, открытая в 1959 году станция стала единственной в московском метрополитене и первой в мире расположенной на мосту над рекой.
Общая протяженность лестничного полотна эскалаторов московского метро – 65,2 км, а самый длинный эскалатор — 126 метров. Он расположен на станции метро «Парк Победы» – самой глубокой в столичной подземке (84 метра). Перепад атмосферного давления между верхним и нижним участками эскалатора здесь составляет 6 миллиметров ртутного столба. А ближе всех к земле — станция метро «Печатники» (всего 5 метров).

Печатники

Самая длинная линия московского метро – Серпуховско-Тимирязевская, по протяженности она входит также в мировую четверку, пропустив вперед лишь линии метро Китая и Южной Кореи. Занимает одно из первых мест в мире московское метро по количеству пассажиров, которые каждый день в него спускаются: в будни это около 9 миллионов человек. В час пик интервалы движения поездов сокращаются до 90 секунд — это абсолютный мировой рекорд. Постоянно строятся в московском метро и новые станции, несмотря на их дороговизну: стоимость строительства 1 км московского метрополитена – около 63,77 млн евро.

 

СЕКРЕТНЫЕ ЛИНИИ

Метрополитен — место поистине мифическое: главная байка, с ним связанная — о существовании тайных линий, которые якобы предназначены для сообщения между государственными учреждениями (такими как Кремль, например) и секретными бункерами. Любители конспирологии говорят, что входы в «другое метро» скрыты за обычными служебными дверями.
Источником появления этих слухов с большой вероятностью мог быть действительно существующий бункер, построенный в 60-е на «Таганской»: его построили примыкающим к станции, чтобы в случае ядерного удара здесь можно было спастись. В качестве запасного командного пункта дальней авиации он действовал до 1995 года, а после этого был рассекречен и превращен в музей с названием «Бункер-42». Сейчас в нем проводят экскурсии, которые очень популярны и у жителей столицы, и у туристов.

 

ПОДЗЕМКА КАК БОМБОУБЕЖИЩЕ

Во время войны московское метро использовалось как бомбоубежище: приют здесь нашли около полумиллиона человек. В случае объявления сигнала «воздушная тревога» происходила немедленная остановка движения поездов, и население размещалось под землей. В дни, когда Москву бомбили особенно часто, метро переставало работать в пять часов вечера и начинало принимать жителей столицы.

Бомбоубежище на «Маяковской»

Для облегчения спуска с платформ в тоннели на всех станциях установили 80 откидных металлических мостика. На 20 станций завезли около 4 тысяч детских кроваток и столько же топчанов. На платформах устроили питьевые фонтанчики, продавали молоко и белый хлеб. Здесь можно было получить врачебную помощь, имелись передвижные библиотеки, демонстрировались кинофильмы. За время воздушных тревог под землей родилось около 200 детей.
Работало метро и на нужды фронта: так, например, в мастерских на территории электродепо «Сокол» делали корпуса мин, снарядов и гранат, а в механических мастерских ремонтировали танки.

 

СЕЛЬСКАЯ СТАНЦИЯ

Станция «Юго-Западная», которая сегодня уже не является конечной, была сдана в эксплуатацию в 1963 году — и тогда никакого жилого района с таким названием вокруг нее еще не было. В буквальном смысле: рядом еще не построили ни одного дома, так что добирались до станции в основном лишь жители находящихся неподалеку сельских районов.

Юго-Западная

 

ТИШИНА В МЕТРО

Грохот приближающихся вагонов меньше всего слышно на станции «Пражская». Это самая тихая станция московского метро — все дело в особом виде керамической плитки, которой облицованы путевые стены. Этот материал содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

Пражская

ЖИЗНЬ БУКВЫ Ё

Открывшаяся в 2014 году станция «Тропарёво» – единственная станция московского метрополитена в написании названия которой на путевой стене поставлены две точки над буквой «Ё». Наименования всех остальных станций с аналогичной буквой («Новые черемушки», «Воробьевы горы») написаны без точек. Кстати, станция «Планерная», в названии которой ударение теперь ставят на первый слог, с момента открытия в 1975 году и до начала 90-х называлась «Планёрная».

Тропарёво

Тропарёво

 

МУЗЕЙ И БЮРО НАХОДОК

В московском метро можно найти разные удивительные вещи. Так, например, тут действует бюро находок: все забытые пассажирами книги, мягкие игрушки и сумки с миллионами привозят сюда – работает бюро на станции метро «Университет».
Есть при метро и музей, который открыт с 1967 года — он располагается на станции метро «Спортивная» (филиал — на «Выставочной») и попасть в него можно совершенно бесплатно. А внутри – познакомиться с историей этого вида транспорта: посмотреть на пятикопеечные жетоны, дубовые турникеты и прочие исторические артефакты.

КОНЦЕРТЫ И ЛАБОРАТОРИИ

За время существования метро его не раз использовали не по назначению: так, например, еще в довоенные годы станция метро «Динамо» по ночам превращалась в физическую лабораторию. Ученые-физики Георгий Флеров и Константин Петржак выбрали станцию для проведения наблюдения за распадом урана. Все дело в том, что космические помехи на такую глубину не проникали, а значит, и результат экспериментов оказывался «более чистым». В результате этой научной работы в итоге было открыто важное физическое явление – спонтанное деление ядер урана.
А с 2010 года в рамках акции «Ночь в метро» станция метро «Кропоткинская» превращается в концертный зал: тут выступают музыканты, которые выбрали станцию за хорошую акустику.

 

МНОЖЕСТВО ИМЕН

Московское метро существует так давно, что переименовывалась в нем не одна станция: так «Завод имени Сталина» стал «Автозаводской», а «Горьковская» – «Тверской». Однако самое большое количество раз меняла название станция «Охотный ряд»: с момента открытия в 1935 году и по 1955 год она называлась «Охотный ряд», с 1955 по 1957 – «Имени Кагановича», с 1957 по 1961 – снова получила привычное название, а с 1961 по 1990 именовалась «Проспект Маркса». Историческое наименование в итоге победило.
Есть в Москве и уникальная станция, название которой на ней самой не написано: это «Выхино» – даже обойдя всю платформу, догадаться о том, где находишься, невозможно.

ГЛАВНЫЙ ДОЛГОСТРОЙ

Станцию «Спартак» Таганско-Кранопресненской линии называют «почетным долгостроем» московского метро: она была заложена еще в 1975 году, но вскоре проект законсервировали. Произошло это из-за того, что рядом так и не построили жилой микрорайон, жителей которого должна была обслуживать станция. Вернулись к проекту лишь в наше время, а в 2014 году станция открылась: теперь рядом с ней располагается стадион «Открытие Арена».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс